Потребители и Продавцы – кто же всегда прав?
Каждый день мы выступаем в качестве потребителя: мы покупаем товары в магазинах, заказываем что-либо через Интернет, пользуемся медицинскими услугами, услугами коммунальных служб, ездим на общественном транспорте или такси и прочее. Очень часто случается, что наши права нарушаются. А чтобы иметь возможность свои права защищать, их необходимо знать.
В целом под защитой прав потребителей подразумевается комплекс мер, которые реализует государство, и которые направлены на регулирование отношений в обществе, возникающих между физическим лицом, т.е. потребителем и тем, кто ведет предпринимательскую деятельность, т.е. это изготовитель товара, исполнитель услуги либо продавец.
В Республике Казахстан источниками правового регулирования этой сферы являются: - Закон РК «О защите прав потребителей» от 04.05.2010г.; - Гражданский кодекс РК от 27.12.1994г.; - и иные нормативно правовые акты РК.
В новом Законе РК «О защите прав потребителей» от 04.05.2010г. четко прописаны отдельно права и обязанности, как потребителя, так и продавца. Хотелось бы отметить, что в основном отражаются обязанности продавца с целью повышения их ответственности перед потребителем.
Теперь в обязанность продавца входит: предоставлять потребителю полную информацию о товаре, которая касается не только его стоимости, но и наименования товара, его изготовителя, знака соответствия, сведений об основных потребительских свойствах товара, сведений о наличии в продуктах генетически модифицированных организмов, в случае если их наличие составляет 0,9 и более %. На товаре обязательно должен присутствовать товарный знак изготовителя, указана страна происхождения товара, наличие и отсутствие гарантийного срока, рекомендации по приготовлению пищевых продуктов и так далее.
В соответствии со ст.26 нового закона, продавец или изготовитель обязан донести до сведения потребителя свое наименование, местонахождение, юридический адрес и режим работы на казахском и русском языках, разместив указанную информацию на вывеске. Под вывеской понимается - средство наружной рекламы по месту продажи. Обычно вывеска это плоская табличка с надписью или рисунком, вывешенная на здании магазина, кафе, ателье и т.п., но иногда вывеской может являться и витраж магазина, его стена. Индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о своей фамилии, имени, отчестве, а также о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя. Если вид деятельности подлежит лицензированию (сфера образования, транспорта, здравоохранения и др.), должна быть информация и о лицензии, сроках ее действия, а также должна быть предоставлена возможность потребителю ознакомиться с оригиналом лицензии.
Как обезопасить себя от приобретения некачественного товара?
Для того чтобы обезопасить себя от приобретения товара ненадлежащего качества, необходимо требовать товарный чек. Если же продавец по каким-либо причинам не может выдать товарный чек, он должен выдать какое-либо доказательство того, что у него состоялись правоотношения с этим покупателем. Например, это может быть печать на листке бумаги, где указанна сумма приобретенного товара.
В течение 14 календарных дней, Покупатель непродовольственного товара вправе его обменять на любой другой. То есть, в каком виде был приобретен товар, в таком он и подлежит обмену. Покупатель также имеет право потребовать назад деньги и расторгнуть договор купли – продажи, если в месте, где приобретался товар, нет замены.
В случае, если продавец отказывается обменять товар в течение 14 дней, тем самым нарушая права потребителя, то несет ответственность в виде уплаты неустойки в размере 1% от суммы стоимости товара за каждый день не выполнения обязанностей продавца. Мало кто знает, что вернуть в течение 14 дней можно также деньги, полученные по кредитному договору, ведь в отношениях Банк - Клиент, физические лица - заемщики являются потребителями.
Следует также помнить, что из нового закона исключена норма выдачи в пользование другого товара в период гарантийного ремонта приобретенного.
Если раньше потребитель во время гарантийного ремонта мог потребовать, чтобы на период ремонта ему предоставили в пользование другой товар, сейчас такой возможности нет. Если необходима какая-либо дополнительная проверка качества товара (например, установить был ли это заводской брак или это не правильные действия потребителя повлекли за собой поломку), то продавец должен заменить товар в течение 30 календарных дней с момента предъявления претензии. Касательно срока гарантийного ремонта, то он не должен превышать 10 дней.
Вместе с тем, выбор способа защиты прав – прерогатива Потребителя. Потребитель вправе требовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Зачастую продавцы практикуют выдачу спичек или жвачек вместо мелочи. Следует знать, что продавец не имеет права без согласия потребителя навязывать ему дополнительную продажу других товаров. Если продавец навязывает товар, это нарушение прав потребителя. И покупатель имеет полное право потребовать выдать ему сдачу, как положено.
Или каждый из нас не раз слышал: «Мы не принимаем крупные купюры», либо: «У нас не берут мелочь». Что делать в данной ситуации? Может ли продавец отвечать нам подобным образом? Ведь это действительно доставляет нам определенные не удобства, и вы с этим согласитесь. На самом же деле продавец не имеет право отказываться принять купюру по нарицательной стоимости банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении на территории Республики Казахстан и подлежащих приему в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан. Иначе говоря, продавец не может отказать покупателю брать в оплату за товар те денежные знаки, которые официально разрешены к применению в Республике Казахстан. Это карается законом. За это нарушение на предпринимателя налагается штраф в соответствии со ст. 166-1 КоАП РК.
Конечно, остается еще много незатронутых вопросов, которые невозможно раскрыть в одной статье. Но главным выводом из всего вышесказанного следует то, что и продавцу и потребителю необходимо знать свои права и понять как ими следует пользоваться. Ведь не зная своих прав и обязанностей, очень трудно противостоять тому потоку товаров, который на сегодняшний день присутствует на рынке. И прежде чем защищать свои потребительские права, вам необходимо знать, попадает ли под действие закона о защите прав потребителей ваша конкретная ситуация, а для этого вам просто необходима консультация профессионального юриста. Предпринимателю же, на сегодняшний день, необходимо заключать договор на абонентское обслуживание с профессиональным юристом, либо организовывать отдельный офис для работы с Потребителями. Зачастую, Предприниматель более Покупателя не защищен от угрозы порчи деловой репутации, из за скандалов с Потребителями на глазах у новых Покупателей.
Вы всегда можете обратиться в юридическую компанию «Agere Astana». Наша компания в рамках защиты прав потребителей, предпринимает следующие меры, направленные на защиту прав потребителей, такие как:
- Абонентское юридическое обслуживание Предпринимателей, представление их интересов в спорах с Потребителями;
- досудебное урегулирование спора между потребителем и продавцом, составление претензий, жалоб, заявлений;
- судебная защита прав потребителей, в которую входит подготовка и составление искового заявления в сфере защиты прав потребителей.
Обращайтесь к нам, мы будем очень рады сотрудничеству!
Просмотров: 32228 человек