Главная > Новостная лента > В Казахстане решили, что законопроектам..

В Казахстане решили, что законопроектам антикоррупционная экспертиза не нужна

24.11.2014  |  Рубрика: Казахстан

На фоне масштабных политических перестановок и юридических потрясений этого года в Казахстане мимо внимания общественности прошёл один примечательный факт. В конце сентября президент республики подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления». Об этой новости СМИ сообщали, однако мало кто обратил внимание на то, что этим же законом были внесены поправки в Закон «О нормативных правовых актах» (НПА), отменившие обязательность научной антикоррупционной экспертизы по законопроектам и подзаконным НПА. 
Эксперты предупреждают: отныне у чиновников ещё больше развязаны руки, которые прежде, пусть и не всегда эффективно, но в определённой мере были ограничены антикоррупционными рекомендациями учёных.
Известный юрист Батыржан Ашитов отмечает, что отмена антикоррупционной экспертизы прямо противоречит политике главы государства, который выступил инициатором её законодательного закрепления, а в свете последних событий заявил об усилении антикоррупционной работы.
– На проведение антикоррупционной экспертизы НПА из бюджета страны выделялись серьёзные средства. Проводили её, как правило, два субъекта – Казахский гуманитарно-юридический университет, который в основном готовил такую экспертизу по законопроектам, а по подзаконным актам эту работу проводил Научно-исследовательский институт государства и права им. Г. Сапаргалиева, – рассказывает кандидат юридических наук.
Отмена антикоррупционной экспертизы, как признаётся Ашитов, стала для него новостью.
– Как связаны между собой разграничения полномочий между госорганами и научная антикоррупционная экспертиза? Законопроект, касающийся первого, предусматривал порядка 70 изменений в различные НПА. Но при чём здесь антикоррупционная экспертиза, которую в рамках госзаказа проводили частные организации? Отмечу, сейчас в работе мажилиса находится законопроект о НПА – это новая редакция действующего закона. И в этом законопроекте проведение антикоррупционной экспертизы присутствует! Получается нестыковка: месяц назад правительство вносит в парламент законопроект, в котором прописана необходимость проведения антикоррупционной экспертизы, а ранее, в законе о разграничении полномочий, исключает эту процедуру, – констатирует нелогичность и непоследовательность действий Кабмина юрист.
Как бы там ни было, до своей отмены антикоррупционная экспертиза позволяла депутатам и должностным лицам устранять ошибки при принятии решений. Кроме того, процедура была сдерживающим фактором для не в меру ретивых чиновников. Хотя её качество и вызывало определённые нарекания.
– Например, ежегодно, согласно отчётам Генпрокуратуры, отменялось либо изменялось около 6 тыс. правовых актов, 15% при этом проходили регистрацию в органах юстиции. Все эти 6 тыс. незаконных актов позволяли чиновникам принимать субъективные противозаконные решения, то есть эти документы изначально содержали коррупционные предпосылки. Кроме того, сидевшие на госзаказе от Минюста и управляемые флагманом столичной юриспруденции в виде КазГЮУ и института им. Сапаргалиева специалисты, к сожалению, были карманными. И если у Минюста имелось своё мнение по тому или иному законопроекту, то оно, видимо, было определяющим для проводившей экспертизу организации. Проблема была и в том, что кроме теоретиков, в процедуре должны были участвовать практики, которые могли объективно предвидеть последствия применения того или иного закона, – отмечает Батыржан Ашитов.
Эксперт уверен: жизнь заставит нас вернуться к практике проведения антикоррупционной экспертизы.

На фоне масштабных политических перестановок и юридических потрясений этого года в Казахстане мимо внимания общественности прошёл один примечательный факт. В конце сентября президент республики подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления». Об этой новости СМИ сообщали, однако мало кто обратил внимание на то, что этим же законом были внесены поправки в Закон «О нормативных правовых актах» (НПА), отменившие обязательность научной антикоррупционной экспертизы по законопроектам и подзаконным НПА. 

Эксперты предупреждают: отныне у чиновников ещё больше развязаны руки, которые прежде, пусть и не всегда эффективно, но в определённой мере были ограничены антикоррупционными рекомендациями учёных.

Известный юрист Батыржан Ашитов отмечает, что отмена антикоррупционной экспертизы прямо противоречит политике главы государства, который выступил инициатором её законодательного закрепления, а в свете последних событий заявил об усилении антикоррупционной работы.

– На проведение антикоррупционной экспертизы НПА из бюджета страны выделялись серьёзные средства. Проводили её, как правило, два субъекта – Казахский гуманитарно-юридический университет, который в основном готовил такую экспертизу по законопроектам, а по подзаконным актам эту работу проводил Научно-исследовательский институт государства и права им. Г. Сапаргалиева, – рассказывает кандидат юридических наук.

Отмена антикоррупционной экспертизы, как признаётся Ашитов, стала для него новостью.

– Как связаны между собой разграничения полномочий между госорганами и научная антикоррупционная экспертиза? Законопроект, касающийся первого, предусматривал порядка 70 изменений в различные НПА. Но при чём здесь антикоррупционная экспертиза, которую в рамках госзаказа проводили частные организации? Отмечу, сейчас в работе мажилиса находится законопроект о НПА – это новая редакция действующего закона. И в этом законопроекте проведение антикоррупционной экспертизы присутствует! Получается нестыковка: месяц назад правительство вносит в парламент законопроект, в котором прописана необходимость проведения антикоррупционной экспертизы, а ранее, в законе о разграничении полномочий, исключает эту процедуру, – констатирует нелогичность и непоследовательность действий Кабмина юрист.

Как бы там ни было, до своей отмены антикоррупционная экспертиза позволяла депутатам и должностным лицам устранять ошибки при принятии решений. Кроме того, процедура была сдерживающим фактором для не в меру ретивых чиновников. Хотя её качество и вызывало определённые нарекания.

– Например, ежегодно, согласно отчётам Генпрокуратуры, отменялось либо изменялось около 6 тыс. правовых актов, 15% при этом проходили регистрацию в органах юстиции. Все эти 6 тыс. незаконных актов позволяли чиновникам принимать субъективные противозаконные решения, то есть эти документы изначально содержали коррупционные предпосылки. Кроме того, сидевшие на госзаказе от Минюста и управляемые флагманом столичной юриспруденции в виде КазГЮУ и института им. Сапаргалиева специалисты, к сожалению, были карманными. И если у Минюста имелось своё мнение по тому или иному законопроекту, то оно, видимо, было определяющим для проводившей экспертизу организации. Проблема была и в том, что кроме теоретиков, в процедуре должны были участвовать практики, которые могли объективно предвидеть последствия применения того или иного закона, – отмечает Батыржан Ашитов.

Эксперт уверен: жизнь заставит нас вернуться к практике проведения антикоррупционной экспертизы.

Источник: zakon.kz

Все новости »

Просмотров: 1223 человек

Ключевые слова:

МВД Нотариусы Арест Восточно-Казахстанская область Bице-президент Законопроекты проект Закона РК Новый алфавит 572 конституция уголовная ответственность Депутаты мажилиса экстрадиция ЧС государственные закупки Минсельхоз разработал законопроект «О сельхозкооперации» Переноса дня отдыха в связи с празднованием Курбан айта в РК не будет Парламент Казахстана принял поправки в законодательство по вопросам налогообложения Зарубежные патенты на интеллектуальную собственность будут действительны в РК Мажилисом принята норма по увеличению гарантированной выплаты по тенговым депозитам с 5 млн. тенге до 10 млн. тенге. В казахстанском законодательстве не предусмотрена борьба с тунеядством в стране Сенат ратифицировал поправки в соглашение о создании РК «Байтерек» Анализ соблюдения требований налогового законодательства Казахстан завершил переговоры об условиях вступления в ВТО Парламент Казахстана открыл новый политический сезон