Главная > Новостная лента > «Скидка» за законопослушность

«Скидка» за законопослушность

18.08.2014  |  Рубрика: Казахстан

 

Со следующего года в Казахстане вступит в силу новый Кодекс об административных правонарушениях. В нем есть несколько непривычных для нашей правовой традиции норм: «скидка» на штрафы, наказания за приставания и другие. Председатель комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха в интервью газете «Литер» подробно рассказывает про изменения в этой части законодательства.
 
– Что нового в Кодексе об административных правонарушениях, вступающем в силу с будущего года? И почему потребовалось вносить изменения в административное законодательство?
– Нововведения, предусмотренные в новой редакции кодекса, были вызваны объективной необходимостью – и правоохранительные органы, и граждане сталкивались с рядом проблем административного законодательства.
Так, сокращенное производство будет побуждать граждан к добровольной уплате наложенных штрафов. Гражданин, на которого наложен штраф, может снизить его сумму на 50 процентов, если уплатит его в семидневный срок с момента составления протокола. Это стимулирует граждан своевременно оплачивать штрафы, что в свою очередь повысит уровень взыскаемости штрафов. Ну а для нас, как для правоохранителей, важно, что такая новация позволяет лучше обеспечить заложенный в праве принцип неотвратимости наказания.
Но отмечу – это касается тех случаев, когда протокол об адмнарушении составляется сотрудниками полиции. А если административное правонарушение зафиксировано, как говорится к кодексе, «сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме» – например, камерами на автодороге, то эта норма – снижение вполовину суммы штрафа – не применяется.
Кроме того, по аналогии со 129-й статьей Уголовно-процессуального кодекса введена практика использования научно-технических средств. Это позволит в определенных случаях использовать данные, полученные посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и тому подобных технических средств.
Также усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях. Теперь производство по делам об административных правонарушениях может идти и без участия правонарушителей. Это минимизирует контакт нарушителей с полицейским, что снижает условия для возникновения коррупции.
 
– Что изменится с точки зрения гражданина, не служащего в правоохранительных органах, не являющегося профессиональным юристом?
– Сейчас обжалование принятых решений и действий должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, идет в рамках гражданского судопроизводства, и эти процедуры довольно сложны и не всегда понятны для юридически не подкованных граждан.
Новой редакцией КоАП эти нормы систематизированы: исключена глава 26 Гражданского процессуального кодекса «Производство по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях», а ее положения перенесены в главу 45 КоАП по пересмотру не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.
Также ряд норм главы 27 все того же Гражданского процессуального кодекса «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих» перенесен в главу 44 КоАП по обжалованию действий или бездействия органа или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Введен институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам. Граждане получают дополнительные возможности по защите своих прав – согласно действующему кодексу, пересмотр вступивших в силу постановлений был возможен только по протесту прокурора.
 
– Вводится ответственность за приставание в общественных местах. Зачем была введена эта мера? Неужели так много граждан страдало от попрошаек?
– К сожалению, в действующем законодательстве пока нет отлаженных механизмов привлечения к ответственности за приставание. Этим и пользуются многие попрошайки, буквально «терроризируя» наших граждан. Как сотрудник полиции хочу отметить, что именно попрошайничество создает предпосылки для совершения мелких краж, хулиганства, других нарушений общественного порядка. Поэтому введение ответственности за попрошайничество позволит нам вести профилактику и других правонарушений.
С 1 января 2015 года согласно статье 449 КоАП за приставание, то есть за «назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, совершенное лицом, не являющимся субъектом предпринимательства, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг» может быть наложен штраф в размере пяти месячных расчетных показателей, за повторное правонарушение в течение года – уже в размере десяти месячных расчетных показателей или административный арест сроком до пяти суток. А иностранцы или лица без гражданства могут быть подвергнуты административному аресту сроком до пяти суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан.
В целом, как видно, новый кодекс дает возможность еще эффективнее защищать права граждан, упрощает нормы закона, обладающие избыточной сложностью.

Со следующего года в Казахстане вступит в силу новый Кодекс об административных правонарушениях. В нем есть несколько непривычных для нашей правовой традиции норм: «скидка» на штрафы, наказания за приставания и другие. Председатель комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха в интервью газете «Литер» подробно рассказывает про изменения в этой части законодательства.

– Что нового в Кодексе об административных правонарушениях, вступающем в силу с будущего года? И почему потребовалось вносить изменения в административное законодательство?

– Нововведения, предусмотренные в новой редакции кодекса, были вызваны объективной необходимостью – и правоохранительные органы, и граждане сталкивались с рядом проблем административного законодательства.

Так, сокращенное производство будет побуждать граждан к добровольной уплате наложенных штрафов. Гражданин, на которого наложен штраф, может снизить его сумму на 50 процентов, если уплатит его в семидневный срок с момента составления протокола. Это стимулирует граждан своевременно оплачивать штрафы, что в свою очередь повысит уровень взыскаемости штрафов. Ну а для нас, как для правоохранителей, важно, что такая новация позволяет лучше обеспечить заложенный в праве принцип неотвратимости наказания.

Но отмечу – это касается тех случаев, когда протокол об адмнарушении составляется сотрудниками полиции. А если административное правонарушение зафиксировано, как говорится к кодексе, «сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме» – например, камерами на автодороге, то эта норма – снижение вполовину суммы штрафа – не применяется.

Кроме того, по аналогии со 129-й статьей Уголовно-процессуального кодекса введена практика использования научно-технических средств. Это позволит в определенных случаях использовать данные, полученные посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и тому подобных технических средств.

Также усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях. Теперь производство по делам об административных правонарушениях может идти и без участия правонарушителей. Это минимизирует контакт нарушителей с полицейским, что снижает условия для возникновения коррупции.

– Что изменится с точки зрения гражданина, не служащего в правоохранительных органах, не являющегося профессиональным юристом?

– Сейчас обжалование принятых решений и действий должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, идет в рамках гражданского судопроизводства, и эти процедуры довольно сложны и не всегда понятны для юридически не подкованных граждан.

Новой редакцией КоАП эти нормы систематизированы: исключена глава 26 Гражданского процессуального кодекса «Производство по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях», а ее положения перенесены в главу 45 КоАП по пересмотру не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.

Также ряд норм главы 27 все того же Гражданского процессуального кодекса «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих» перенесен в главу 44 КоАП по обжалованию действий или бездействия органа или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Введен институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам. Граждане получают дополнительные возможности по защите своих прав – согласно действующему кодексу, пересмотр вступивших в силу постановлений был возможен только по протесту прокурора.

– Вводится ответственность за приставание в общественных местах. Зачем была введена эта мера? Неужели так много граждан страдало от попрошаек?

– К сожалению, в действующем законодательстве пока нет отлаженных механизмов привлечения к ответственности за приставание. Этим и пользуются многие попрошайки, буквально «терроризируя» наших граждан. Как сотрудник полиции хочу отметить, что именно попрошайничество создает предпосылки для совершения мелких краж, хулиганства, других нарушений общественного порядка. Поэтому введение ответственности за попрошайничество позволит нам вести профилактику и других правонарушений.

С 1 января 2015 года согласно статье 449 КоАП за приставание, то есть за «назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, совершенное лицом, не являющимся субъектом предпринимательства, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг» может быть наложен штраф в размере пяти месячных расчетных показателей, за повторное правонарушение в течение года – уже в размере десяти месячных расчетных показателей или административный арест сроком до пяти суток. А иностранцы или лица без гражданства могут быть подвергнуты административному аресту сроком до пяти суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан.

В целом, как видно, новый кодекс дает возможность еще эффективнее защищать права граждан, упрощает нормы закона, обладающие избыточной сложностью.

Источник: zakon.kz

 

Все новости »

Просмотров: 1162 человек

Ключевые слова:

Е-нотариат Штрафы за отсутствие регистрации по месту жительства Нотариусы дело Денякина Минюст Правоохранительные органы Лицензирование Мажилис разрешительные документы Новый алфавит финансы коррупция Депутаты мажилиса лживая SMS- рассылка. Таможенный кодекс Медиация в ювенальном суде Н.Назарбаев объявил о реорганизации правительства РК ЦИК Казахстана подвела итоги выборов в депутаты Сената Парламента Судебная система РК переходит в цифровое измерение Два дня отдохнут казахстанцы на День независимости В Казахстане разработан проект закона об обращении с радиоактивными отходами Президент РК подписал изменения в правилах подготовки ежегодного Национального доклада по науке В РК введен запрет на вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории ЕАЭС Законы РК исключают получение земли в собственность иностранцев